АВТОРСКИЙ АЛЬМАНАХ "МагРем" И ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ЕФИМА ГАММЕРА


Ефим Гаммер: об авторе
Произведения в прозе
Поэтические произведения
Графика
Юмористические произведения

Ефим Аронович Гаммер

Член Союзов писателей, журналистов, художников Израиля и международных союзов журналистов и художников ЮНЕСКО.

 

Автор "Сетевой Словесности"

 

награды, дипломы

 галерея наград

 

новости, анонсы

 презентации, мероприятия

проза, новое

 проза, новые поступления  проза

журналистика, эссе

 очерки, статьи, репортажи

драматургия

 пьесы

exebook

 электронные книги

пресса

 пресса о Ефиме Гаммере

видео, аудио

 аудио, видео

фотогалерея

 фотографии

 

публикации в сети

 международное изд-во Э.РА

 "Журнальный зал." Россия.

 литературный интернет-журнал
      "Сетевая словесность"
      Россия.

 литературно-философский
       журнал "Топос". Россия.

 независимый проект эмиграции
      "Другие берега". Италия.

 общественно-просветительский
      и литературный журнал "День"
      Бельгия.

 "Мы здесь."   США.

 "Еврейский обозреватель." Украина.

 изд-во "Военная литература"
      Россия.

 журнал "Литературный европеец"
      и альманах "Мосты". Германия.

 Горожане на хуторе, Россия.

 альманах "Литературные кубики".
      Россия.

 "Мишпоха". Белоруссия.

 

 

Пресса о Ефиме Гаммере

ВСЕ ТЕМЫ

 25.03.2017
 Ефим Гаммер

Что такое "Гаммеризм"?

в закладки: moemesto.ru memori.ru rucity.com rumarkz.ru google.com mister-wong.ru



Опубликовано в российском журнале "Приокские зори" № 1 - 2017

ЧТО ТАКОЕ «ГАММЕРИЗМ»?
«Гаммеризм» получил право на жизнь еще в начале девяностых годов, когда вы-
шла в свет в Тель-Авивском издательстве «Акад» энциклопедия современных изра-
ильских художников «Лексикон», где художественный стиль Ефима Гаммера так и
обозначен — «гаммеризм».
Вот что пишет о Ефиме Гаммере доктор искусствоведения Григорий Островский,
расшифровывая, так сказать, таинственный стиль художника. Откроем «Иерусалим-
ский журнал» № 7: «И в графике, и в поэзии Ефима Гаммера слышится эхо «серебря-
ного века» русского искусства, в изысканную метафоричность властно вторгаются
космизм Велемира Хлебникова и хаотичные ритмы дадаизма. Общим остаются уни-
версальные качества искусства Гаммера: профессионализм в работе с материалом,
графическая культура, опосредованная, а нередко зашифрованная ассоциативность
образных структур, развитая фантазия, густо настоянная не столько на букве иудаиз-
ма, сколько на мистике каббалы».
Исчерпывающе, не правда ли? Ну, а если нет, то чего проще: сходите на выстав-
ку в Дом Художников Иерусалима и убедитесь своими глазами, прав ли Ефим Гам-
мер, утверждающий, что создаваемые им графические работа — это его визуальная
поэзия. Во всяком случае, такого мнения придерживаются и французские специали-
сты по изобразительному искусству. Много лет подряд они экспонируют работы
Ефима Гаммера на международных выставках-конкурсах, проводимых французским
центром искусств «Артс-Интер», который возглавляет академик Французской и
Итальянской академий литературы и искусства мадам Фужиро. Последний сезон вы-
ставок завершился недавно и принес Ефиму Гаммеру «Премьер-Приз» в Арле и Зо-
лотую медаль в Лионе. Приятно сознавать, что израильский художник, создавший в
обстреливаемом террористами Гило серию графических картин «Гаммеризм — Пес-
ни жизни», получил столь высокую оценку международного жюри, вступив в творче-
ское состязание с более чем 150 художниками из Франции, Англии, США, Канады,
Японии, Испании, Италии и многих других стран.
Его стиль, завоевывающий свое место под солнцем, получил международное
признание и был отмечен лауреатскими дипломами на международных выставках в
США, Европе, Австралии — в Нью-Йорке, Ницце, Арле, Лионе, Нью-Мехико и дру-
гих городах.
Первая персональная выставка Ефима Гаммера состоялась в январе 1988 года.
Она прошла в престижной галерее Иерусалима «Нора». Вторая в 1992 году в Латвий-
ском обществе еврейской культуры города Риги. Третья в 2001 в муниципалитете
Иерусалима, четвертая под названием «Гаммеризм» в Доме художников Иерусалима
в 2002. На его счету участие в более чем ста международных выставках в Израиле,
США, Франции, Германии, Австралии, России и других стран, на которых он был
удостоен восьми гран-при и тринадцати золотых медалей.
«Иерусалимский журнал» № 7
Григорий Островский, доктор искусствоведения
ГАММЕРИЗМ ЕФИМА ГАММЕРА
Как человек становится художником, этого не знает никто: говорят, на роду на-
писано, а кто и зачем написал, неизвестно. Но почему он именно такой, а не иной,
можно понять, хотя и не всегда; к тому же умозаключения остаются на уровне дога-
док. Признаюсь, меня Ефим Гаммер своей непредсказуемостью нередко ставит в ту-
230
пик. Его путь в искусстве неординарен и парадоксален, но, по-видимому, так и поло-
жено поэту — выламываться из общего ряда тогда, когда этого никто не ожидает.
Похоже, что и сам Гаммер был удивлен, ощутив, что он — художник. Поэт, про-
заик, журналист, автор нескольких книг, боксер (чемпион Израиля, а ранее — Лат-
вии)...
Все это так, но вдруг стать художником?
По его словам, озарение пришло свыше: «Сижу дома, пишу стихи. В час ночи
распахнулась дверь и вошел великий художник — имя его не назову. Сказал: «Ты
должен рисовать» — и исчез. С тех пор и рисую». Так ли это было или не совсем
так — какая разница, если правда художника неотделима от его воображения, а фан-
тазия — от реальности. Куда важнее результат: Ефим Гаммер,— а было ему тогда
сорок лет,— взял в руки карандаш и начал рисовать.
Удивительно то, что Ефим как бы перемахнул через ученичество и сразу стал ра-
ботать профессионально: может, и впрямь чудесным образом раскрылось нечто за-
ложенное свыше и лишь ожидавшее своего часа. Только за последние десять лет его
произведения экспонировались более чем на сорока выставках — в Иерусалиме и
Нью-Йорке, Токио и Париже, в Лондоне и Ницце, в родной Риге и на экзотическом
острове Тасмания...
О картинах и рисунках Ефима Гаммера следует говорить как о самоценных и са-
модостаточных произведениях. Однако, мне кажется, еще полнее художник раскры-
вается в сопряжении с Гаммером — писателем и поэтом. Потому что искусство —
это личность автора плюс все остальное: стиль, темы, образная система, материал и
выразительные средства, техника и т.д. Но личность-то одна — неповторна и неразъ-
емна.
Сам художник определяет свои произведения просто, непонятно и иронично:
гаммеризм. Ничего этот термин не проясняет, но в нем содержится точное и важное
указание на сугубо личностный, очень субъективный и индивидуальный характер
творческого акта.
Привычные мерки и стандарты здесь не срабатывают, и, наверное, уж лучше та-
инственный «гаммеризм», чем очевидные неточность и приблизительность других
определений. Тем не менее, гармония, как известно, поверяется алгеброй, и рацио-
нальный подход к рисункам и картинам Гаммера без особого труда вызовет воспо-
минания о причудливых гротесках Франсиско Гойи и аналитическом методе Павла
Филонова, сюрреалистических фантасмагориях Сальвадора Дали и «сатанинском
символизме» Бориса Анисфельда.
И в графике, и в поэзии Ефима Гаммера слышится эхо «серебряного века» рус-
ского искусства, в изысканную метафоричность властно вторгаются космизм Веле-
мира Хлебникова и хаотичные ритмы дадаизма. Общим остаются универсальные
качества искусства Гаммера: профессионализм в работе с материалом, графическая
культура, опосредованная, а нередко зашифрованная ассоциативность образных
структур, развитая фантазия, густо настоянная не столько на букве иудаизма, сколько
на мистике каббалы.
Эклектичность такого рода сегодня воспринимается как один из формообразую-
щих признаков эстетики постмодернизма. В случае Гаммера следует говорить не об
эклектике, а скорее о средостенье разнородных импульсов и впечатлений — как жиз-
ненно укорененных, так и собственно художественных, органическом синтезе всего,
что может и что становится жизнестроительным материалом его искусства.
Традиция прорастает в современность, в дне сегодняшнем живится память о ми-
нувшем, а провидческий дар художника отверзает день — или ночь — час грядущий, и
все это перекрывается единой и неразъемной личностью автора, духовная структура
которой и определяет эстетический код его искусства — вербального и визуального.
231
И еще ироничность — скрытая или явная, лукавство — добродушное или сарка-
стическое, игровое начало творчества, в котором «понарошку» неотделимо от «вза-
правду». Подозреваю автора в склонности к мистификациям, но рискую при этом сам
оказаться их жертвой...
P.S. В энциклопедии современных израильских художников его художественный
стиль так и назван «гаммеризм». См. «Лексикон», Тель-Авив, изд-во «Акад», 1994
(на иврите).
Газета «Джерузалем пост», 1988
Меир Роннен
Поэт, автор и радиоведущий Ефим Гаммер (родился в России, в 1945 г.), вырос в
Латвии и работал журналистом в Сибири до приезда в Израиль в 1978 году. В его
рисунках пером сочетаются сатирический и фантастический реализм, сатира и по-
эзия, плотность деталей в фантасмогории композиций. Некоторые решения Гаммера
очень эффективны.
Еженедельник «Еврейский камертон», 25 апреля 2002 года.
Израиль
Владимир Ханан
«Когда говорят пушки, музы молчат» — кто не знает это крылатое выражение.
«Прекрасные слова, — сказал бы один из мудрых героев Фазиля Искандера, — но не
для наших условий». И впрямь: если бы израильские Музы молчали всякий раз, ко-
гда говорят пушки, они молчали бы слишком часто, если бы вообще начали говорить.
Поэтому израильские Музы не молчат — они говорят, и их голоса иногда перекры-
вают громкие, агрессивные голоса пушек.
27 апреля в 12 часов дня в иерусалимском Доме художников открылась персо-
нальная выставка Ефима Гаммера — человека, которого не нужно представлять из-
раильской публике. Я сознательно не написал «художника Ефима Гаммера», ибо
«хозяин» этой выставки является также известным — и весьма плодовитым — лите-
ратором и журналистом, знакомым русскоязычным читателям как своими книгами,
так и многочисленными газетными публикациями.
Но сейчас — о художнике Гаммере.
На последней выставке международного центра искусств «Артс-Интер», прохо-
дившей в южнофранцузском, воспетом Ван-Гогом, городе Арле, работы Ефима Гам-
мера были удостоены высшей награды — «Премьер-приза». Следует заметить, что
это не единственная высшая международная награда нашего земляка. В феврале 2002
года золотой медали были удостоены рисунки Ефима Гаммера, названные им «Пес-
нями жизни». Название,— добавим мы,— символизирующее оптимизм и жизненную
стойкость как самого художника, так и нашего народа.
Опубликовано в информационно-аналитическом издании Еврейской Кон-
федерации Украины «Еврейский обозреватель»
«ХЕТ-ТРИК» ЕФИМА ГАММЕРА
Французский международный центр искусств «Артс-Интер», возглавляемый ака-
демиком Французской и Итальянской академий литературы и искусства мадам Фу-
жиро, открыл осенне-зимний сезон выставкой в городе Вердене. В ее экспозиции
232
свыше 360 картин и скульптур из разных стран Франции и США, Италии и Испании,
Бельгии и Финляндии, Швейцарии и Португалии.
На выставке в Вердене графические работы Гаммера из цикла «Гаммеризм —
песни жизни», выполненные пером и тушью, удостоены медали наивысшей пробы и
«Премьер-приза» в номинациях «Графика» и «Рисунок». Накануне Нового года
Ефим Гаммер получил свои награды из Франции.
Тем самым, применительно к ситуации, можно утверждать, что в 2006-й он всту-
пил, установив своеобразный «хет-трик». Художник Гаммер занял первое место на
международном конкурсе во Франции. Писатель Гаммер 21 октября 2005 года был
удостоен в Москве литературной премии России «Золотое перо Руси» в номинации
«проза».
А 29 ноября прошлого года писатель и художник Ефим Гаммер вспомнил еще о
том, что он старейший в мире действующий боксер и тринадцатый (!) раз подряд
стал чемпионом открытого первенства Иерусалима. И это в год своего 60-летия!
Марк Бенарон, г. Иерусалим, Израиль

http://www.pz.tula.ru/2017_1/2017_1.pdf

2007 © Yefim Gammer
Created by Елена Шмыгина
Использование материалов сайта,контакты,деловые предложения